Смоленское время
14:52
Пятница, 25 Июня
Курсы валют
сегоднязавтра
85.99 85.99
72.22 72.22
Котировки
РТС 1662.76 5.64
ММВБ 3809.8 9.17
Brent 75.6 0.17

Союз шести – иранский рецепт безопасности в Западной Азии

21:5302.02.2021 1767

В Москве прошли переговоры министров иностранных дел России и Ирана

Сохранение ядерного соглашение СВПД, ситуация в Нагорном Карабахе,  Афганистане, Сирии, в Персидском заливе, борьба с терроризмом, развитие российско-иранских двусторонних экономических отношений и транзитно-транспортного потенциала – все это важнейшие вопросы, которые обсуждались во вторник в Москве в ходе переговоров министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа с главой российского МИД Сергеем Лавровым.

Уже сам по себе круг обсуждаемых тем демонстрирует, насколько глубоки и разносторонни отношения между Тегераном и Москвой в настоящее время. По прибытию  в российскую столицу Зариф подчеркнул в интервью иранскому агентству Mehr: «Наши отношения с Россией носят стратегический характер, и нам необходимо урегулировать некоторые моменты».

О чем идет речь? Судить об этом можно хотя бы по тому, что турне, в которое отправился Зариф, включает сразу пять столиц. В Москву он прибыл из Баку, где у него прошли переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, заместителем премьер-министра Шахином Мустафаевым и министром иностранных дел Джейхуном Байрамовым. А после Москвы Зариф отправится в Тбилиси, Ереван и Анкару. Таким образом, общая тема переговоров иранского министра во всех пяти государствах – положение на Кавказе, вопросы безопасности в Западной Азии. 

В ходе конфликта в Нагорном Карабахе официальный Тегеран открыто не поддержал ни одну из сторон, несмотря на то, что в иранских провинциях Восточный и Западный Азербайджан, в которых проживает многочисленное азербайджанское население, прошли акции в поддержку Баку.

Война в Нагорном Карабахе и в целом напряженность в Закавказье ни в одном  аспекте не отвечает интересам Ирана. Во-первых, это прямая угроза его приграничным территориям.  Исламская Республика не заинтересована в усилении присутствия на ее северных границах Турции, страны НАТО, которая бы встала своеобразным кордоном между Ираном и Россией. Помимо политических аспектов, это затруднило бы развитие транзитно-транспортных коридоров из портов Персидского залива через Азербайджан и Армению в Россию и Западную Европу. А у Ирана особый расчет на коридор «Север-Юг» – он призван стимулировать развитие иранской транспортно-логистической инфраструктуры и принести доходы, частично замещающие доходы от нефти.

Кроме того, у Ирана большие планы на развитие торгово-экономических связей с Азербайджаном и Арменией. Сразу после прекращения военных действий в Нагорном Карабахе Иран договорился с Азербайджаном о продолжении строительства ГЭС «Ходаафарин» на пограничной реке Аракс, приступил к укреплению берегов этой реки, затапливающей во время паводков десятки гектаров иранских плодородных земель.

В то время как Зариф и Лавров вели переговоры в Москве, в Ереване успешно прошли армяно-иранские переговоры о завершении строительства третьей очереди электросети между двумя странами, которая позволяет производить взаимный обмен электроэнергией. 

Есть еще один важнейший аспект, почему Иран заинтересован взаимодействовать с Россией на Кавказе – это терроризм. Мы прекрасно помним, как во время войны в Нагорном Карабахе туда, как по «крысиной тропе», потянулись террористы из северных районов Сирии. А учитывая, что тысячи террористов группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена на территории РФ) уже обосновались в Афганистане, их массовое проникновение на Кавказ создало бы огромную напряженность и на российском Кавказе, и в Средней Азии, и на севере Ирана.

Возможно, Исламской Республике хотелось бы сыграть более существенную роль в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта и, тем самым, расширить свое влияние на Кавказе. Так, ИРИ предлагала форму трехстороннего посредничества с участием России, Турции и Ирана по аналогии с Астанинским урегулированием. Тем не менее, Исламская Республика с пониманием отнеслась к тому, что Россия твердо взяла инициативу в свои руки, продемонстрировав соседям, что Кавказ и бывшие республики СССР – это зона ее интересов. Тегеран проявил мудрость, осознавая, что главное было остановить кровопролитие, а прекращение военных действий – в интересах всего региона.

Однако ИРИ не отказалась от стремления  не только укреплять безопасность вблизи своих границ, но и играть  более заметную роль в различных региональных узлах.  В ходе нынешних переговоров в Москве Зариф предложил сформировать шестисторонний союз сотрудничества в регионе Западной Азии с участием России, Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии и Турции. «Основная цель моего регионального турне - формирование такого союза», - сказал Зариф в интервью агентству IRNA по прибытии в Москву во вторник.  А в своем сообщении в Twitter накануне  он высказал убеждение, что «устойчивый мир заключается в инклюзивных региональных договоренностях».

Идея красивая. Однако слабое звено в предлагаемой конфигурации потенциального союза – Грузия. Отсутствие дипломатических отношений между Тбилиси и Москвой, а также  антироссийский настрой грузинской элиты, которая очарована идеей превратить Грузию в «натовскую прокладку» на Кавказе, делает иранскую инициативу практически не реализуемой, или, по крайней мере, отодвигает ее на неопределенную по времени перспективу.

Также неясно пока, насколько придется по душе иранская инициатива Анкаре  с ее «великотуранскими» амбициями. Захочет ли Турция войти в равноправный союз шести и, тем самым, ограничить свое продвижение на Кавказ - большой вопрос.

Как бы то ни было инициатива по Западной Азии – это демонстрация готовности и открытости Ирана к равноправному региональному диалогу. К тому же она укладывается в общее русло концепции региональной безопасности  Исламской Республики. Так, еще в  2019 году президент ИРИ Хасан Роухани выдвинул мирную «Ормузскую инициативу «НАДЕЖДА» (HOPE) по созданию системы коллективной безопасности в Персидском заливе с участием только стран этого субрегиона. 

Надо сказать, что внешняя политика Ирана при правительстве Хасана Роухани носит в хорошем смысле наступательный характер и в сочетании с его оборонительной доктриной «нейтрализации потенциального врага на дальних подступах» призвана обеспечить Исламской Республике безопасное и суверенное существование. 

Вокруг Ирана действительно неспокойно много лет. Со стороны Ирака, Турции и Пакистана то и дело проникают на иранскую территорию банды террористов и боевиков из оппозиционных группировок. Из Афганистана который год не прекращается поток беженцев, а афганский наркотрафик, направляющийся через Иран в Европу и на Ближний Восток, просто зашкаливает. Вновь до предела обострилась ситуация в Персидском заливе, грозящая вылиться в открытое вооруженное противостояние между США, Израилем и Ираном.

На этом фоне все последние годы российско-иранское  взаимодействие и сотрудничество только нарастают. Это касается и политического диалога на разных уровнях. Взять хотя бы визиты Зарифа в Москву. С момента своего назначения главой МИД в 2013 году он посетил Россию более 30 раз. Только за прошлый года президенты двух стран Владимир Путин и Хасан Роухани говорили по телефону 4 раза.  Россия твердо и последовательно настаивает на сохранении  международного соглашения по иранской ядерной программе СВПД.

Это касается и торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. Кстати, во вторник стороны обсудили возможность строительства  новых блоков АЭС в Бушере. А это возможные контракты на миллиарды долларов. Сергей Лавров и Мохаммад Джавад Зариф подписали соглашение по кибербезопасности.  Глава иранского МИД сообщил, что в понедельник российская вакцина Sputnik V была зарегистрирована и одобрена органами здравоохранения Ирана. ИРИ будет ее закупать и производить у себя в стране.

В заявлении, приуроченном к визиту Зарифа в Москву, российский МИД подчеркнул: «Поступательное развитие взаимовыгодного сотрудничества и объединение значительных потенциалов России и Ирана может не только благоприятным образом сказаться на положении обоих государств, но и улучшить обстановку в регионе Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, создать дополнительные условия для обеспечения там устойчивого мира и стабильности».

 Александр Левченко, международный обозреватель

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.